Славянская мифология. Времена года. Обсуждение на LiveInternet

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Л. Н. Виноградова

Видео

Об убитом и спящем боге Бальдру

Ещё один яркий и интересный пример календарного мифа.

В Германии и Скандинавии богом весны был бог Бальдр, он покровительствовал земледелию. Был женат на Нанне, и имели они совместного сына Форсети. Неожиданно Бальдру стало плохо, и он начал видеть сны о смерти. Один, отец Бальдру, очень забеспокоился и, оседлав восьмитонного жеребца, навестил загробный мир, в котором ведунья сказала ему, что сын погибнет от руки родного брата.

Один, вернувшись, рассказал всё своей жене и матери Бальдра, и та придумала план спасения сына. Она взяла клятву со всего, что можно, что не они не смогут причинить вред Бальдру. Но Его брат Локи, узнав, что омела еще не дала клятву, сделал из неё стрелу и заставил брата Бальдра, Хёда, убить его.

Второй брат Хермонд, узнав о смерти брата, отправился в подземное царство и предложил выкуп Хель, владычице этого мира. Она согласилась. Сказав, что если весь мир будет плакать о Бальдру, он вернется к жизни. И всё бы получилось, но… подговоренная Локи великанша Токк не согласилась плакать по Бальдре. Он так и остался во владениях мира смерти.

Идея цикличности жизни в мифологии древних славян

Солярный культ и разнообразные земледельческие обряды нашли отражение и в верованиях древних славян. Их мифы хорошо изучены, в том числе и календарные мифы, примеры которых можно найти как в солидных научных работах, так и в популярной литературе.

Верования славян разнообразны, но наиболее ярко идея цикличности проявляется в мифе о Яриле.

Ярило – солярное божество, воплощение плодородной, животворящей, мужской силы солнца – был одним из наиболее почитаемых богов у славянских народов. Культ Ярилы являлся настолько значимым, что некоторые его элементы дошли до наших дней, стали частью христианской обрядности и любимых народных праздников, например, Масленицы.

Календарные мифы повествуют, что ранней весной, когда начинают таять снега, спускается на землю юный Ярило. Он едет на белом коне босой и простоволосый, в одной руке у него человеческий череп – символ смерти, а в другой – пучок колосьев, олицетворяющий возрождение и продолжение жизни.

А в дни летнего солнцестояния Ярилу хоронили, причЮноша Ярило взрослеет, становится красивым и сильным мужчиной. Он дарит свою силу земле, в которую уже брошено семя. Но семя погибает, чтобы дать жизнь зеленому ростку. И Ярило, растратив ярую силу, старится, дряхлеет и умирает. В начале лета, когда поля зеленели от всходов, праздновались ярилины дни, русалья неделя, названная так, потому что в древности и русалки были духами плодородия.

А в дни летнего солнцестояния Ярилу хоронили, причем этот обряд сохранялся еще в XIX веке. Но это был веселый праздник, ведь Ярило умер ради продления жизни. После зимнего солнцестояния он снова родится маленьким Колядой, чтобы на следующую весну спуститься на землю дарующим любовь и жизнь Ярилой.

Календарные мифы славян

У представителей нашего народа сказания связываются с земельным календарем. Раньше в него вносились все необходимые для существования сезонные явления.

У славян год начинался ранней весной, тогда, когда только сходил снег с полей, и можно было начинать сезон земледелия. В это время проводились проводы зимы, сжигалось её чучело на берегу реки.

После этого ожидали приход бога весны – Леля. Его встречали хороводами, кострами. Также большое внимание уделяли Ярилу (солнцу), и в начале лета после всех гуляний и плясок без сожаления хоронили его.

Осенью варили мёд и чествовали бога урожая Мокошь и бога Скота – Велеса. После чего начинали готовиться к зиме для того, чтобы в праздник бога Карачуна у костра помянуть усопших и прогнать злых духов. После поминок ожидали рождения нового солнца – Коляды.

Теги

Рейтинг истории
Рабочие истории